План аудиторской проверки некоммерческих и автономных предприятий

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат такие НКО, как фонды (включая общественные), фондовые биржи, зарегистрированные как некоммерческие партнерства, а также наиболее крупные некоммерческие организации, валюта баланса которых превышает в 200 тыс. раз установленный МРОТ. Для этих некоммерческих организаций аудиторское заключение по итогам аудита входит в состав годовой отчетности, представляемой в налоговые органы.

Кроме того, к услугам аудиторов НКО прибегают и в других случаях. Например, аудит некоммерческих организаций необходим некоторым грантодателям, в качестве подтверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности тех некоммерческих организаций, которые получили от них гранты.
Вне зависимости от того, является аудит некоммерческих организаций инициативным или обязательным, расходы на проведение аудита должны быть включены в смету по отдельной статье расходов и утверждены органом управления.

Кроме проведения аудита, некоммерческая организация может воспользоваться и другими услугами, предоставляемыми аудиторской фирмой «БНК», например, услугами в сфере консультаций по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и права. Данные расходы также должны быть заложены в сметах.

Аудит НКО существенно отличается по своим направлениям от аудита, проводимого в коммерческих организациях, т.е. деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Основной целью аудита в некоммерческой организации является:

  1. сопоставление направлений деятельности НКО, принципов формирования и использования ее имущества с целями и задачами, определенными уставами и органами управления некоммерческих организаций;
  2. подтверждение целевого использования поступивших средств, а именно, оценка направлений их использования, утвержденным сметам, программам, т.е. качественная оценка, а также соответствие абсолютных величин расходования средств планируемым показателям, с учетом ограничений накладываемых соответствующими нормативными актами или донорами.

Основной проблемой, с которой сталкивается аудитор при проведении аудита некоммерческих организаций, является то, что целевое расходование средств определяется суммой, а не целью и не средствами. То есть, в большинстве организаций отсутствуют решения органов управления, определяющие направления деятельности организации, а также сметы, регламентирующие расходование средств на отдельные программы или направления деятельности некоммерческих организаций.

Все НКО должны действовать на основании сметы или бюджета. Смета показывает направления расходования средств и составляется в тех НКО, которые не имеют стабильного источника финансирования своей деятельности, например в религиозных организациях, существующих только за счет пожертвований.

В отличие от сметы, бюджет НКО содержит и доходную, и расходную части.

Бюджет показывает, откуда должны были поступить средства на заявленную в уставе деятельность, на какие цели предполагалось израсходовать эти средства и что фактически получилось.

Начинать проведение аудита нко следует с проверки правильности составления бюджета (сметы) и реалистичности цифр, отраженных в нем. В настоящее время форма сметы и порядок ее составления не регулируется нормативными актами по бухгалтерскому учету и отчетности. При отсутствии бюджета (сметы) в НКО возможно предъявление налоговыми органами обвинения в нецелевом использовании средств.


В уставной непредпринимательской деятельности НКО можно выделить два основных процесса: получение средств и расходование средств.

Аудит получения средств включает в себя два этапа:

  • подтверждение того, что средства поступили в рамках уставной непредпринимательской деятельности и поэтому не включают налог на добавленную стоимость и не облагаются налогом на прибыль;
  • проверку прочих доходов организации.

Основное в аудите процесса расходования средств НКО - оценка соответствия бухгалтерских записей первичным документам и соответствие расходов содержанию деятельности и требованиям юридических и физических лиц, от которых поступили средства.

Наряду с аудитом процессов поступления и расходования средств, проводится пообъектный аудит отдельных операций, например операций с наличными и безналичными денежными средствами, операций с основными средствами.\

Специфическими для некоммерческой деятельности ошибками, выявленными при аудите некоммерческой организации, являются:

  • несоответствие деятельности уставным документам. В этом случае все поступления средств могут быть изъяты в доход государственного бюджета;
  • неправильное оформление членства и поступления членских взносов, ошибки и недочеты в оформлении иных поступлений. В этом случае поступившие средства могут быть признаны внереализационными доходами и обложены налогом на прибыль;
  • несоблюдение требований грантодателей и иных юридических и физических лиц, от которых поступили средства;
  • ошибки и недочеты в оформлении расходования средств на заработную плату, командировки и другие поездки, на проведение выездных заседаний, конференций, съездов.

Они могут существенно исказить остаток по счету 86 «Целевое финансирование», однако необходимость уплаты налогов, штрафные санкции, выполнение требований возврата средств могут существенным образом сказаться на платежеспособности НКО, ее способности продолжать свою деятельность в обозримом будущем.

 

Теги: план, проверка, НКО, аудит.